Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 49 г. Борисова"
телефон: 8 0177 73-67-44
email: sad49@rooborisov.by
г. Борисов, ул.Новая,33

 

ЯНВАРЬ


Учитель-дефектолог родителям о ПМПК.

ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия, в состав которой входят учителя- дефектологи, психологи. По традиции работа ПМПК начинается весной.

Цель работы ПМПК — определить уровень развития и наметить так называемый «образовательный маршрут» определенной группы детей. Чаще всего это дошколята с проблемами речи и дети с задержкой в развитии психических процессов, таких как внимание, память, мышление. Родителям нужно знать, что задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих расстройств, т.е. при продуманной реабилитационной и коррекционной работе прогноз развития ребенка благоприятный.
Родителям следует знать, что они могут отказаться от участия ребёнка в ПМПК. Без их согласия ребенок не может быть обследован. Правда, если вы откажетесь, а проблемы вашего ребенка серьезны, вы только отсрочите неприятное заключение комиссии и потеряете время, необходимое для организации необходимой помощи.
Ребёнок проходит обследование в сопровождении родителей или их законных представителей в заранее назначенный день. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Кто, как не она, сможет оказать ему необходимую эмоциональную поддержку! По окончании обследования специалистами комиссии составляется совместное заключение и рекомендации по дальнейшему обучению и сопровождению ребенка. Поскольку целью ПМПК является оценка особенностей развития и связанных с ними трудностей в обучении и развитии,  родители должны знать, где и как лучше обучаться их ребенку. Будет ли это группа для детей с тяжелыми нарушениями речи или интегрированная группа в детском саду, либо обучение на пункте коррекционно-педагогической помощи..
В  заключении ПМПК будет содержаться информация:
• Соответствует ли развитие ребенку возрасту; если нет – то указывается причина (например, общее недоразвитие речи и т. п.).
• Рекомендации по дальнейшему обучению (например, в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи и т. п.)
• Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с учителем- дефектологом, психологом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Бояться ПМПК — значит оттолкнуть от своего ребенка своевременно предложенную помощь.


ДЕКАБРЬ


Советы учителя-дефектолога

Совет 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. В норме у детей к году формируется некоторый словарный запас и начинается процесс воспроизведения слов. Дети, которые сосут соску, говорить начинают значительно позже. Пустышка замыкает внимание ребенка на самом себе, тем самым отвлекая от окружающего мира. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус.

Совет 2 – Переход к твердой пище также ускоряет развитие речи. Очень часто плохо говорящие дети еще и плохо едят Вызвано это слабостью челюстных мышц, и как следствие отсутствие жевательных навыков. Долгое бутылочное питание и постоянное кормление малыша протертой пищей негативно влияет на становление его речи. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и сырые овощи, фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо. Введением твердой пищи в рацион вы избежите ряда проблем и поможете ребенку в освоении речи.

Совет 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами. Помните о том, что, слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать: «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать». Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймете, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

Совет 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Речь развивается на основе подражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Встречается  гиперопека малыша со стороны взрослых. Слишком активные взрослые, которые за ребенка все спросят, ответят, сделают. Это может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. В основе речи лежит стремление к общению. Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет 5 – Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию.

Совет 6 – Не сюсюкайте! Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка. Дети  способны воспринимать правильную  речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно. Разговаривая с малышом, надо следить, чтобы речь была четкой, выразительной. То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой.

Совет 7 – Нечеткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. Говорите размеренно, четко, просто, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации – поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет 8 –Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов),Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. Расширяйте словарь. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет 9–Способствует развитию речи чтение и эмоциональное пересказывание сказок и других произведений, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадется, как ежик пыхтит и т. п.). Читайте ребенку книги с рождения. Главное, чтобы подобранная литература подходила ребенку по возрасту. Книги обязательно должны быть с яркими рисунками. Читайте короткие рассказы, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребенок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребенок просит читать ему одно и то же. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

Совет 10–Уделите внимание развитию общей и кистевой (тонкой) моторики. Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу. Это работа пластилином, глиной, упругим тестом. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застегивать и расстегивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, веревках. Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются – использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, конструирование и т. п.), аппликационные работы, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики .

 Совет 11 –Ограничивайте просмотр телевизора! Если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

Совет 12 –Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет 13 –Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребенке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

Совет 14 –Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.


НОЯБРЬ


.

            Для  «неспокойных» родителей я расскажу о несложных методах, которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и малышом.

            Сразу оговорюсь – это касается только детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами   и физический слух сохранен.  В  противном случае я советую обязательно обратиться к специалистам, не надеяться на то, что «все рассосется». А если доктора заверили вас, что здоровье в порядке, приступаем к работе!

            Итак, с чего начнем «учить» малыша говорить?

 

  ГОВОРИТЕ!

Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Трудно придумать большее заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов (бибика, ававка и т.п.), если ребенок вышел из младенческого возраста. Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова.

 

         ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!

Общение с ребенком вы должны сделать деловым, т.е. преследующим какие-то цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то объяснить: пусть он и использует для этого нечленораздельные звуки или жесты – вы же не хотите, чтобы малыш обиделся и совсем перестал стараться? Однако не переусердствуйте: предугадывание желаний ведет к тому, что у него пропадает мотивация к разговору. Часто родителям маленьких «молчунов» советуют на время перестать «понимать» ребенка, чтобы у последнего возникла необходимость заговорить. Это часто дает неплохие результаты. Не случайно, начав посещать детский сад, у детей часто значительно активизируется словарь, они начинают больше говорить.  В детском саду ребенок попадает в новый для себя круг общения, к незнакомым «тетенькам», которые действительно не могут по отдельным звукам «пи» понять, что малыш хочет в данный момент – пить или в туалет. У ребенка возникает мощный мотив – объяснить свои желания окружающим.

 

ИГРАЙТЕ!

Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игры формируют тесную эмоциональную связь между родителем и малышом, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Игра – самая важная  форма деятельности для малыша. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова  «На!», «ешь!», «спи!», «ай-яй-яй», обращенные к игрушке, получаются  у малыша намного легче, чем если бы вы  требовали: «Скажи как я!», «Повторяй!»

Затейте игру, в которой речь будет главным условием. Капризный щенок никак не соглашается пить молоко, сколько бы вы не предлагали  ему: «Пей! Пей!» Может быть, щенок послушает вашего малыша?  Предложите ему покормить игрушку.  И после первой же попытки произнести «пей» (или любое звукоподражение, даже отдаленно напоминающее ваше  слово), щенок с радостью начинает «лакать» молоко из блюдца. Или возьмите на вооружение игру «Доскажи словечко»: выберите для нее самые простые стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом.

Говорит корова … Му-у!

Молока … кому?»

 

Говорит собака … Ам!

Кошке мяса не … отдам!

 

ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!

Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите «на», протягивая открытую ладонь, и отрицательно качаете головой, произнося «нет»; разводите полукруглые руки в стороны – «большо-о-о-й»;  приближаете ладони – «ма-а-а-ленький». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр.

            У медведя дом  бо-о-ольшой (руки широко над головой),

            А у зайки  ма-а-аленький (приближаем ладони).

            Мишка шел к себе домой … ой-ой-ой! («шагаем» игрушкой-мишкой)

            Прыгал зайка маленький – ай-яй-яй! («прыгаем» игрушкой-зайкой)

 

ТРЕНИРУЙТЕ ПАЛЬЧИКИ!

Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторики. Специалисты не зря отмечают тесную связь между ее развитием и становлением речи: доказано, что около трети всей площади двигательной коры мозга занимает проекция ладони. Речевая зона же расположена к ней очень близко, поэтому возбуждение первой, естественным образом приводит к активизации второй. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, игрушки  по типу «почтового ящика», где в окошки  надо вставить подходящие по форме детали. Дети постарше – более сложные игрушки, конструкторы и т.п. И,  конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков.

 

    ПОВТОРЯЙТЕ!

У малышей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и этим можно замечательно воспользоваться в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть сначала ребенок научиться повторять за вами серию одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и четко артикулируйте. Через некоторое количество повторений   движений рук  ребенок начнет и произносить вместе с вами отдельные звукоподражания или даже слова.  Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др.

 

ПОМОГАЙТЕ!

Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его  желание «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает головой, или, наоборот, мотает. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавать ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия.

 

            НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!

На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.

 

 


ОКТЯБРЬ


Почему с тяжелыми нарушениями речи надо работать?

 

           Речевые проблемы – это не просто «ребенок все понимает, но сказать не может». У «тяжелых» детей наряду с дефектами речи идут другие. Недоразвита их познавательная деятельность (умение воспринимать, мыслить, запоминать). То есть интеллектуальное отставание наблюдается, но оно вторично и поддается коррекции. Особенно, если вовремя подключить специалистов.

Для детей с речевыми проблемами характерны такие психологические особенности:

  • Неустойчивость внимания. Малыши с трудом включаются, переключаются и распределяют внимание. Они запоминают меньший объем информации, быстрее забывают – особенно материал, который получили вербально (со слов).
  • Плохая способность абстрагироваться и обобщать.
  • Недостаточно развитый самоконтроль.
  • Нежелание заниматься познавательной деятельностью, недостаточная внимательность и наблюдательность.
  • Утомляемость и плохая работоспособность.
  • Нестандартное зрительно-пространственное восприятие. Легче выполнять задачи, поставленные в виде картинок, а не на словах.
  • Неспособность мотивировать себя к обучению.
  • Часто встречаются двигательные расстройства: неловкость, неуклюжесть, склонность к хаотичным или импульсивным движения.
  • Наблюдаются такие личностные черты, как замкнутость и нежелание налаживать контакты с ровесниками, агрессивность и раздражительность, неуверенность в себе и обидчивость, негативизм.

         Полноценно развитая речь – один из важных факторов нормального развития ребенка, успешной учебы в школе, социализации детей в общество. Родителям стоит запомнить: до 4-5 лет они должны заметить, а потом при помощи специалистов правильно диагностировать все речевые недостатки. Чем раньше, тем лучше. Необходимо найти детский сад либо другое заведение, где ребенку помогут при активном участии в процессе коррекции родителей.


СЕНТЯБРЬ


Группа ТНР в детском саду. Что это такое?

 

        Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения  формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной коррекционной помощи.

        В систему дошкольного образования для детей с ТНР принимаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) 1,2 и 3-го уровня.

Характеристика детей с ТНР:

•      Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.

•     Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).

•     Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают в последующем выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).

•    Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

•      Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психоречевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи.

         Особенности детей с ТНР, препятствующие в дальнейшем обучению в массовой общеобразовательной школе:

•      Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия  информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

•      Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку.

•      Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.

•      Несформированность речеязыковых и коммуникативных навыков у детей с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к дезадаптации.

        Для большинства детей с ТНР практически невозможно получение полноценного образования без своевременной специальной коррекционной помощи.

        Цели и задачи дошкольного учреждения ( специальной группы) для детей с ТНР:

-   социально-коммуникативное развитие;

-   познавательное развитие;

-   речевое развитие;

-   художественно-эстетическое развитие;

-   физическое развитие.

          Вероятность успешной коррекции речи в детских садах для детей ТНР  зависит от нескольких факторов:

  1. Возможность поступить ребенку в дошкольное учреждение ( специальную группу) с ТНР.  
  2. Раннее выявление особенностей речевого развития и начало коррекционной работы.
  3. Медикоментозная помощь ребенку.

4.   Профессионализм учителей-дефектологов - их владение различными методиками исправления не только основных видов речевых нарушений, но и их форм.

       4.   Оречевление всей деятельности детей на протяжении всего дня в детском саду и домашних условиях. 

Версия сайта для слабовидящих