Мел считается экологически чистым и безопасным продуктом, так как к нему предъявляются очень серьезные требования. Изготавливается он из цветного порошка, красящих пигментов и клеящего вещества.Сегодня мелки для рисования очень популярны, многие прогулки на улице не проходят без рисования мелом на асфальте. Мел используется и для учебы, с мелом можно придумывать различные интересные игры, конкурсы, задания.
Виды мелков для рисования.
Пастельные мелки – производятся из сухой пастели и чаще всего используются в художественных кружках. С помощью таких мелков получаются рисунки с бархатистой структурой. Для создания эффекта живописи требуются определенные навыки.
Восковые мелки – изготавливаются из натурального воска и безопасных красителей. Они отлично рисуют не только на бумаге, но и на асфальте, и прочих твердых поверхностях. Подходят для малышей и детей постарше, и отличаются от других мелков тем, что почти не пачкают руки и не создают пыли.
Гелевые мелки – производятся на гелевой основе, а затем оснащаются пластиковым корпусом с механизмом, который позволяет выдвигать стержень по мере его использования. Такие мелки можно использовать на бумаге и даже на асфальте. При этом рисунки получаются очень яркими и насыщенными.
Мелки для ванной комнаты – это тоже восковые мелки, но имеющие в составе специальные добавки и примеси, которые позволяют рисовать на кафеле в условиях влаги. Такие рисунки легко смываются водой с губкой.
Применение мелков
Они подходят, как и для развлечений, так и для обучения. Можно устроить конкурс рисунков на заданную тему. Мелками можно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги. Из получившихся силуэтов можно составлять рисунки и потом их раскрашивать или заштриховывать. Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое.
Главное – проявить креативность и не бояться творить. Некоторые игры с мелками развивают связную речь и воображение: один из участников игры рисует по своему усмотрению 3-4 предмета (любых), а другой должен придумать и рассказать по ним историю. Потом можно поменяться ролями.
Рисование мелом развивает сосредоточенность и память. Когда ребенок занят рисованием, он концентрируется на процессе, чтобы сделать нужный штрих. А в ходе срисовывания предмета ребенок учится запоминать и визуально передавать детали, что развивает память. В ходе рисования ребенок осознает себя художником, ответственным за конечный результат. Ведь от того, какие цвета и движения он будет применять, зависит итоговая картинка. Это формирует представление об ответственности.
Чем младше ребенок, тем толще и длиннее должны быть мелки. Малышу будет удобно сжимать толстый мелок в кулачке, и он не поранит ручку об асфальт. А ребятам постарше будет удобнее рисовать маленькими мелками. Чем больше цветов в наборе, тем лучше.
Техника «рисование мелками»
Это простейшая техника рисования. Которая подходит для самых маленьких. Ребенок может держать мел любым удобным ему способом, кусок меля в этом случае как бы является продолжение руки ребенка. Рисовать мелом намного проще. Чем карандашом, фломастером или кистью, которые необходимо захватывать и держать определенным образом, что требует специального обучения и тренировки.
Для рисования можно использовать разные мелки, а также различные поверхности для рисования – бумагу, доску, асфальт и др.
Приемы рисования мелом
Рисование мелком линий – рисование линий и простых фигур.
Смешивание цветов – рисование одним цветом поверх другого, смешивая цвета.
Рисование ребром мелка – если положить мелок на ребро, можно проводить с его помощью широкие линии.
Индивидуальные игровые задания
- Обведи по трафарету
Ребенку предлагается обвести букву, цифру, любой предмет, вырезанный из плотного картона. Дополнительно, можно попросить малыша закрасить изображение, стараясь не выходить за контур.
- Обведи по точкам
Ребенку дается задание обвести букву, цифру, любой предмет по точкам. Можно не сообщать малышу, что именно вы изобразили точками, а предложить ему самому догадаться. Изображение следует выбирать простое, знакомое, учитывать возраст ребенка.
- Дорисуй
Ребенку предлагается превратить геометрические фигуры (для самых маленьких их рисует взрослый) в животных, предметы. Например, круг – апельсин, мячик, рыба – еж, чья-то голова и др.
- Назови букву
Ребенку предлагается назвать букву/цифру/геометрическую фигуру. Взрослый рисует на асфальте большие букву/цифры/геометрические фигуры, а ребенок ходит по их очертаниям и называет, что изображено.
- Лабиринты
Ребенок вместе со взрослымрисует дорожки, лабиринты, по которым можно ходить, ездить на самокате, велосипеде. Можно делать остановки в специально обозначенных местах.
- Дартс
Мелом рисуются круги разного диаметра (мишень), а затем дается задание: используя мочалки для посуды, смоченные в воде,или камешки, (пробки) попасть в обозначенный сектор.
- Подарок для буквы
Цель игры: взрослый рисует мелом на асфальте букву, а ребенок дорисовывает подарок – предмет, который начинается с этой буквы.
Игровые задания для компании «мелковых» художников
1. Один ребенок рисует несколько животных или предметов на асфальте, а другой должен придумать историю про каждый предмет в отдельности. В эту игру может играть любое количество игроков, истории можно рассказывать по очереди.
2. Можно придумать заранее какую-нибудь тему и предложить детям нарисовать рисунки, соответствующие ей. В этой игре могут быть победители, но лучше заранее позаботиться о мелких подарках для всех.
3.Совместными усилиями нарисовать мелом комикс, иллюстрацию к любимой сказке или картину.
4. Обвести лужу и придумать на кого она похожа, дорисовав недостающие детали. Каждый художник выбирает себе свою лужу или по очереди добавляет свой элемент к общему изображению.
5. Выбирают ведущего, он закрывает глаза. Кто-то из детей обводит мелом на асфальте свою ладошку. Ведущий должен угадать чья рука.
6. Нарисовать на площадке разные геометрические фигуры, а затем давать задания: «Раз, два, три, круг (квадрат, треугольник и т.д.) найди», «Раз, два, три, к большому (маленькому) квадрату (кругу, овалу и т.д.) беги».
7. Нарисовать дорожку из клеточек, в клетках написать все буквы алфавита по порядку. Задание: ребенок идет или прыгает по дорожке и из клеточки в клеточку; взрослый называет звук, который обозначает нарисованная в клеточке буква, ребенок придумывает слово на заданный звук.
8. Нарисовать круг и разделить его на сегменты, в каждом сегменте нарисовать цифру от 0 до 9 (в зависимости от уровня развития мелкой моторики дети могут рисовать цифры или раскрашивать те, что нарисовал взрослы). Задание: взрослый называет цифру – ребенок прыгает в сиротствующий сегмент игрового поля.
9. Игра в крестики-нолики на асфальте.Необходимо расчертить игровое поле. Можно ставить крестики и нолики мелом, а можно в качестве крестиков выкладывайте в клетки, например, камешки, а в качестве ноликов – листья (цветы, шишки, желуди и т.п.). Когда игра закончится, фишки собираются, и игра начинается сначала.
10. Игра в классики. На асфальте расчерчивается игровое поле из десяти клеток примерно 30x30 см. Клетки идут двумя столбиками. Первый нумеруется от 1 до 5, второй в обратном направлении от 6 до 10. Играет несколько человек. Первый игрок бросает биту в «первый класс» – клеточку с цифрой «1». Задача игрока, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни игрок, ни бита не должны попасть на линии. Если это происходит, говорят, что игрок «стратил», и ход переходит к следующему участнику. Если же первый класс проходится успешно, игрок переходит во «второй класс». Теперь ему нужно, не заходя на игровое поле, бросить биту в клетку с цифрой «2» и уже оттуда гнать ее из клетки в клетку.
Источники:
https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/melki-dlya-risovaniya.html
https://ru.calameo.com/read/0057740888df08b3db3d2
http://rastishka.by/articles/risuem-melkami/
http://www.babyroom.narod.ru/melki.html